Навстречу солнцу: от Волгограда до Крыма на солнцекате

Портал "Будущее России. Национальные проекты" вместе с АНО "Национальные приоритеты" рассказывает в проекте "Все включено!", как Россия становится привлекательной для отечественных и иностранных туристов благодаря нацпроектам.
Поддержка молодых ученых — одна из приоритетных задач национального проекта "Наука". Команда 28-летнего изобретателя из Волгоградской области Ивана Богданова придумала экологически чистый транспорт на солнечных батареях. Со стороны машина выглядит как гибрид велосипеда, катамарана и небольшой солнечной электростанции, но на деле это серьезный транспорт, способный перевозить путешественника и его багаж более чем на тысячу километров. Сейчас разработчик готовится к международной гонке The Sun Trip Tour, где проедет от Франции до Китая.
О том, как появился солнцекат, может ли он проехать по бездорожью от Волгоградской области до Севастополя, а также как организовать индивидуальный тур по стране на нетривиальном транспорте, сам изобретатель Иван Богданов рассказал в интервью корреспонденту портала.
— Как солнцекат появился в вашей жизни?
— История достаточно обычная и без захватывающих подробностей. В годы моего студенчества в Камышинском технологическом институте (филиал Волгоградского государственного технического университета. — Прим. ред.) на одной из конференций в 2013 году ко мне подошел мой научный руководитель и предложил реализовать его идею проекта с беспроводным электричеством. Я покопался, поработал в этой теме и понял, что у меня ничего в ней не получается (смеется).
— Но вы все же взялись за проект?
— Да, научный руководитель не сдавался и продолжал предлагать проекты. Одним из них был солнцекат — идея существовала до меня, проектом уже занимались другие студенты, которые окончили университет, так и не реализовав эту идею.
Но, по сути, все что было на тот момент из проекта, — это идея и обычный трехколесный велосипед, купленный в магазине. Я занялся этой темой, все изучил, прочитал, выиграл грант от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе "Умник". В итоге у нас появились средства, на которые мы и смогли дальше собрать наш велосипед.
— Вы работали в одиночку?
— Сначала работал сам, но, если честно, получалась какая-то ерунда. Со временем у нас сформировалась команда из трех — пяти человек: кто-то отвечал за сварку, кто-то за расчеты, кто-то помогал руками. И в 2015 году мы сделали первый электровелосипед на солнечных батареях. Мы даже смело его так назвали — "первый в мире грузовой электровелосипед на солнечных батареях". И здесь ключевое слово "грузовой". Его грузоподъемность была 100 кг, перемещался он на расстояние 100 км в день и мог без подзарядки проехать такое же расстояние на следующий день.
— Вы как-то тестировали велосипед?
— Мы делали пробег по Волгоградской области — от Камышина до села Солодча Ольховского района. Проехали 135 км, протестировали, все прошло хорошо. Но по итогам пробега мы поняли, что нужен велосипед, который сможет проехать намного больше. Мы захотели сделать велосипед для туризма, то есть чтобы человек садился, в день проезжал по 150–200 км вне зависимости от населенных пунктов и чтобы он дальше мог двигаться хоть месяц вне населенных пунктов. Эта идея была реализована в том виде, который вы видите сейчас, — в формате солнцеката. Чтобы протестировать его, мы вновь устроили автопробег и в этот раз проехали от Волгограда до Севастополя. Расстояние получилось ровно в десять раз больше, чем в прошлом году, — 1350 км.
— Сколько человек участвовали в пробеге?
— Восемь человек, один солнцекат. В команде у нас было еще три обычных электровелосипеда, которые нам дали протестировать, их приходилось подзаряжать. Три человека ехали на велосипедах, один пилот солнцеката, я, мой научный руководитель, один механик и видеооператор. Получилось четыре человека на велосипедах и остальные на двух машинах сопровождения.
— Вы ехали только по трассам или и по пересеченной местности?
— Ехали по трассам. Но у нас в Волгоградской области трассы как пересеченная местность (смеется). Но на скорость передвижения эти дороги не влияли.
— А какова средняя и максимальная скорость?
— Максимальная скорость для велосипеда согласно правилам дорожного движения должна быть ограничена 37 км/ч, поэтому в среднем мы так и ехали. На самом деле он развивает и 45 км/ч, но ехать уже становится небезопасно.
— Допустим, я отправилась в свой тур на солнцекате и попала в дождливую погоду. И допустим, к тому же застряла в яме. Мое путешествие обречено на провал и мне придется ждать, когда солнце снова появится на небе и я смогу поехать дальше?
— Во-первых, солнцекат достаточно легкий и его самостоятельно можно вывезти на трассу из любой ямы, если вы в ней очутились. Более того, мы сейчас работаем над тем, чтобы дополнительно облегчить его еще примерно вдвое. А во-вторых, солнцекат прекрасно едет как на педалях, так и на аккумуляторе, которого хватает еще на 30–50 км.
— А как долго он заряжается? И есть ли у него сменные аккумуляторы?
— У нас нет сменного аккумулятора, но, в принципе, за четыре часа он зарядится от обычной сети в 220 В.
— Но это ему нужно заряжаться на специальных заправках для электрокаров? Или можно подключиться к любой розетке?
— Он заряжается абсолютно от любой розетки в 220 В.
— А планируете ли вы запускать его в коммерческое производство?
— Сейчас у нас два действующих солнцеката — грузовой и туристический. И есть ряд компаний-партнеров, которые так или иначе помогают нам в реализации наших планов, — это компания Eltreco, самый известный российский оптовик электротранспорта по велосипедам в России, компания "5 киловатт". И сейчас еще к нам присоединилась компания Golden Motor — это российский производитель электродвигателей. На данный момент мы просто дружим, общаемся, компании помогают нам с комплектующими. А в дальнейшем мы бы хотели продавать наши солнцекаты через их площадки.
— То есть производство пока не налажено, но в перспективе вы рассматриваете такой вариант?
— Да, но мы пока не определились со стратегией развития наших солнцекатов. Мы еще не решили, будем ли сами заниматься продажами или зайдем на рынок через партнеров. Сейчас в приоритете другая задача: мы ожидаем результатов от нашего студенческого конструкторского бюро, которое занимается разработкой более производительных солнечных батарей. Как только решим этот вопрос, будем думать над продвижением.
— После выпуска для широкой аудитории каким будет статус у солнцекатов? Понадобятся ли им регистрационные номера, как у автомобилей, или это все же велосипед?
— Солнцекат не нужно регистрировать. Да, это велосипед, у него ограниченная скорость.
— Но вы сами ездите на нем по городу?
— Да, я езжу на нем по городу, особенно летом. Я живу в маленьком городе с населением 100 тыс., здесь ездить очень комфортно.
— И как люди реагируют на него?
— У меня такое ощущение, как будто я еду на Ferrari по моему маленькому городу. То есть внимания просто в избытке и мне иногда вообще не хочется останавливаться, а хочется ехать и ехать.
— Сотрудники ДПС не останавливают?
— Во время пробега нас два раза останавливали. У нас даже есть фото с ними. Точнее, фотофакт, как дэпээсники фотографировались с солнцекатом.
— А на него есть какие-то документы?
— Нет, на него не требуют никаких документов. В ДПС понимают, что это велосипед и что мы молодцы, потому что разрабатываем новое.
— Насколько мне известно, в Волгограде достаточно ветрено. Насколько устойчив солнцекат к порывам ветра?
— Во время пробега мы как раз и ставили себе задачу выявить недостатки солнцеката, чтобы учесть их в работе над последующими версиями. И действительно были некоторые вопросы к устойчивости и системе управления. Кроме того, нам нужно еще немного улучшить аэродинамику, уменьшить вес и поработать над габаритами изделия и упаковкой, чтобы этот велосипед было удобнее транспортировать.
— Планируете ли вы изменять управление солнцекатом?
— Сейчас у солнцеката одно колесо впереди и два сзади и велосипед управляется поворотом задних колес. Мы хотим его полностью повернуть задом наперед, сделать переднеприводным, а в перспективе поставить привод на все три колеса. А уменьшить вес велосипеда мы планируем за счет материала. К примеру, его можно делать из алюминия.
— А сейчас он из чего?
— Обычная сталь, потому что мы варили все это в гараже обычным сварочным аппаратом, а можно сделать алюминиевый сплав — 6061-й, по-моему, — из него все алюминиевые ложки делаются.
— А не будет ли слишком ломким? Может, его сразу из карбона делать?
— Карбон достаточно дорогостоящий, а алюминий — именно этот сплав, 6061-й, — очень прочный. Даже спортивные велосипеды из него делаются, выдерживают нагрузки, все хорошо.
— К вопросу о туризме и бездорожье. Сейчас солнцекат достаточно крупный — как он в повороты входит? Я могу себе представить это на трассе, а если это бездорожье и узкие тропинки, то могут возникнуть вопросы.
— Я как раз хочу сделать еще одну модель, двухколесную, которая будет более мобильна. Но велосипед также будет на солнечных батареях.
— Батареи тоже сверху будут располагаться?
— Мне кажется, пока не нужно говорить, где батареи будут находиться, потому что это будет прямо ноу-хау, такие еще никто не делал. И на этом двухколесном велосипеде я хочу проехать гонку The Sun Trip Tour, это ежегодная гонка, она проходит от Франции до Китая. Это 14 тыс. км, по-моему, примерно полтора месяца в пути. Все участники гонки — велосипедисты на солнечных батареях. В этом году гонку отменили из-за пандемии, так что у нас впереди целый год на подготовку.
— Получается, это соревнования выносливости даже не столько самих пилотов, сколько их аппаратов?
— Да.
— Иван, а почему вам стала интересна именно наука, а не, скажем, программирование? Почему вы не стали юристом-экономистом?
— Ну не сказать, что мне неинтересны другие области. Скорее, наоборот, мне очень интересны другие области.
— А какими еще областями интересуетесь?
— Вообще я занимаюсь фотографией и организацией мероприятий по России: провожу мастер-классы с самыми известными фотографами, видеографами. Я организатор.
— Внезапно.
— В принципе, я пришел к этому после проекта с солнцекатом: тогда я понял, что в нем я на самом деле не ученый, не разработчик, а именно организатор. Солнцекат — это идея моего научного руководителя, под которую я собрал команду, проявив свои организаторские способности, и получился вот такой замечательный новый продукт.
— То есть вы считаете солнцекат результатом командной работы?
— В общем, да, это больше командная работа. Хотя считается, что я руководитель этого проекта, все "плюшки", конечно, мне идут.
— А вы раньше занимались фотографией?
— Да, фотографией я начал заниматься еще до института, с первого курса стал зарабатывать на этом, а потом на третьем курсе появился вот этот интересный научный проект. Заниматься наукой очень интересно, просто потрясающие эмоции испытываешь, особенно когда ты очень долго, много думаешь над проектом, потом делаешь что-то, потом у тебя не получается ничего, потом ты снова что-то делаешь, потом у тебя все получается. Все это приносит большое удовольствие.
Я даже скажу больше — фотография в каком-то смысле помогла солнцекату, потому что в наш "автопробег" на солнцекате я вложил половину своего заработка от свадебного сезона.
— А чего в вашей жизни больше — фотографии или науки?
— Сейчас я хочу заработать в том числе и на фотографии, чтобы быть независимым от инвесторов, спонсоров и так далее. Чтобы делать свой проект таким, как мне нравится. А участие в научных грантах забирает очень много энергии и не всегда оправданно. Допустим, мы два месяца готовим какой-то проект — представляете, два месяца работы. А потом раз, какой-то фактор не так сыграл — и гранта нет. И это сильно морально убивает. Поэтому я выбрал тактику заработать самому и уже эти средства инвестировать в солнцекат.
— Понимаю. А как вообще вы пришли в науку?
— Честно говоря, очень хороший вопрос, почему я поступил в технический вуз. Думаю, это решение было принято по накатанной: я выбрал специальность "электроэнергетика", потому что у меня папа электроэнергетик, брат учился по этой специальности и рассказывал, что она интересная. Это возможность получить высшее образование в нашем маленьком городе, и среди всех специальностей, которые были, эта понравилась больше всех.
— Не жалеете о своем выборе?
— Нет. Я познакомился с очень интересными людьми и занимаюсь интересными проектами.
— А в будущем вы не планируете полностью уйти в науку и отказаться от организаторской деятельности?
— Мне очень нравится именно организационная деятельность. Знаете, наверное, я могу сказать, что в этом я по-настоящему счастлив.
Узнать больше о путешествиях по России можно на национальном туристическом портале Russia.Travel, развиваемом Федеральным агентством по туризму.
Беседовала Ирина Мандрыкина