О.Ю. Васильева: Ресурс умной силы и культурного лидерства

На расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации министр Ольга Васильева рассказала, что было сделано в 2016 году, и какие задачи предстоит решить в 2017-м.
Образование как обучение и воспитание
«Система образования Российской Федерации охватывает 30 миллионов наших детей и молодежи, включая 7 миллионов дошкольников, 15 миллионов школьников, 2,5 миллиона студентов профессионального среднего образования, около 5 миллионов студентов высшего образования, которые обучаются на сегодняшний день в 90 тысячах организаций разного уровня», – сообщила глава Минобрнауки России. По её словам, в государственных и муниципальных образовательных организациях работает 5 миллионов человек, из них половина – педагогические работники.
«Система по потенциалу – это бесспорный ресурс для “умной силы” и культурного лидерства России», – констатировала Ольга Васильева.
Министр поделилась основными результатами всех уровней системы образования в минувшем году и перспективами их развития, подчеркнув, что ключевым в работе ведомства является обеспечение доступности и соответствие качества российского образования запросам граждан, перспективным задачам развития экономики и целям, которые ставит общество.
«Самое важное на сегодняшний день для нас – это содержание образования», – сказала Ольга Васильева.
В Минобрнауки созданы экспертные группы по всем предметам, которые занимаются усовершенствованием содержания образовательных программ. Усилия должны быть направлены на создание единого образовательного пространства, подчеркнула министр.
По ее мнению, «на сегодняшний день ЕГЭ является самым объективным гарантом качественной государственной политики в области образования». Но это не означает, что контрольно-измерительные материалы не должны совершенствоваться. Так, по большинству предметов исключена тестовая часть ЕГЭ (кроме экзаменов по языку), апробируется устная часть по русскому и китайскому языку, а также добавляются экзамены по выбору.
Одной из важных задач общего образования Ольга Васильева считает внесение изменений в стандарты в части требований к «структуре программ воспитания и социализации обучающихся».
Доступное высшее
«Из 100 выпускников, которые в этом году закончат российские школы, 57 человек поступают на бесплатные места на первые курсы наших вузов», – сообщила глава Минобрнауки.
При распределении контрольных цифр бюджетного приёма в вузы учитываются потребности регионов в подготовке кадров. Также в этом году учтены пожелания 13 тысяч российских работодателей. В 2016 году на инженерное направление было выделено 46,7% бюджетных мест, на педагогическое направление – 9,2%, на медицинское направление – 8,4%. На 2017–2018 годы цифры будут примерно такими же или даже возрастут.
По словам министра, «свыше 80% выпускников вузов, которые завершают своё образование по медицинскому направлению, а также по всем направлениям, связанным с техникой и технологиями, находят себе работу по окончании вуза».
В этом году министерство планирует, в частности, продолжить поддержку программы повышения международной конкурентоспособности ведущих университетов, доработать нормативно-правовую базу и решить все проблемы с аспирантурой, обеспечив развитие исследовательской и прикладной составляющих.
«Российская наука становится более заметной»
«Сегодня мы реализовали практически полную систему инструментов поддержки и видим результаты», – сказала Ольга Васильева в части доклада, посвященной науке. Впервые за пять лет зафиксирован рост внутренних затрат на исследования и разработки, до 1,13% от ВВП. Инвестиции в науку достигли 915 миллиардов рублей, что на 67 миллиардов больше чем в прошлом году, причём основной рост дают инвестиции из реальной экономики.
Впервые с 2014 года численность молодых исследователей увеличилась на 5,5 тысячи и на сегодняшний день возраст 43% исследователей не превышает 39 лет.
Большая работа проделана и в области целеполагания в науке – 1 декабря 2016 года Президент утвердил Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации, разработку которой курировало Минобрнауки. Также министерство обеспечило нормативную базу для запуска Национальной технологической инициативы, которая «является ключевым инструментом для перехода результатов исследований в продукты и услуги, способствующие достижению лидерства российских компаний на перспективных рынках.
В работе ведомства уделяется большое внимание конструктивному взаимодействию с Российской академией наук, с активным участием которой разрабатывается план реализации Стратегии научно-технологического развития, обсуждаются предложения по новым программам фундаментальных исследований РАН, поддержки ведущих научных школ, отметила Ольга Васильева.
Министр также отметила роль высшей школы в развитии науки: «По численности исследователей сектор университетской науки сравнялся с академическим. Университеты сегодня – подвижный и конкурентоспособный сектор науки. Доля конкурсного финансирования в вузах превысила 80%, или 58 миллиардов рублей, если сравнивать с объёмом государственного задания. Это практически вдвое больше, чем в академических институтах».
По одному из показателей результативности науки есть заметное продвижение. В 2016 году, по предварительным данным, на долю российской науки пришлось 2,41% мирового потока публикаций – более 39 тысяч статей (по Указу Президента № 599 от 7 мая 2012 года она должна достигнуть в 2,44%).
«Российская наука становится более заметной. Это является гарантией того, что Россия сможет занять достойное место на новых рынках высоких технологий», – заявила Ольга Васильева.
В числе задач Минобрнауки в сфере науки и технологий на 2017 год:
- осуществление перехода на эффективные финансовые механизмы, включая грантовые – длительностью от трех до пяти лет,
- адресное финансирование постоянных позиций ведущих ученых,
- разработка и реализация дорожной карты развития национальной научно-исследовательской инфраструктуры,
- совершенствование налогового законодательства в части устранения экономических барьеров для предприятий и организаций, инвестирующих в науку,
- обеспечение национальной подписки на ведущие мировые издания, международные индексы цитирования для всех научных организаций и вузов.
Источник: www.vstu.ru